Сайт учителя русского языка и литературы
Стафеевой Натальи Геннадьевны
МОБУ "Восточненская СОШ" Тындинского района

Меню:

  • О себе
  • Педагогическое сообщество

  • Творчество детей:

  • БАМ - дорога романтиков
  • Есть такая профессия
  • Звезда спасения
  • Земля амурская, родная
  • Первый учитель
  • Рецензии на произведения
  • Стихи на разную тематику
  • Читать - это полезно!
  • Школьник-2018
  • Эссе

  • Детские исследования:

  • Детство, опалённое войной
  • Военное детство
  • Образ ветра в поэзии Есенина
  • История моей улицы
  • Зачем нужны псевдонимы
  • Читательский портрет моего сверстника

  • Цените слух, цените зренье,
    Любите зелень, синеву –
    Всё, что дано вам во владенье
    Двумя словами: «Я живу!»

    С.Я. Маршак


    Хочешь написать?

    E-mail: stafeeva@vostochnenskaya.ru

    Детство, опалённое войной
    Залялова Марина, 9 класс.

    Оглавление

    1. I. Введение. Детство и война. (Цветы и порох).
    2. II. Основная часть.
      1. Глава 1. Юные герои.
      2. Глава 2. Истории детей войны, живущих в посёлке Восточный.
    3. III. Заключение. Уроки прошлого.
    4. Список литературы.
    5. Презентации.

    I. Введение. Детство и война. (Цветы и порох).

    Его я узнал не из книжки –
    Жестокое слово – война!
    Прожекторов яростной вспышкой
    К нам в детство врывалась она.

    А. Иоффе.

    Война... Это, пожалуй, самый страшный период в истории любого государства. Она забирает миллионы жизней, самое дорогое, что есть у людей, без разбора, не щадит ни взрослых, ни детей.

    Это ужасная ноша на плечах израненного народа. В истории нашей страны такой раной является Великая Отечественная война, которая унесла жизни более 28 млн. человек, принесла колоссальные разрушения: некоторые города были почти стерты с лица земли. Несмотря на такой ущерб, дух русского народа не был сломлен. Мужчины и женщины, несмотря на тяжесть такой ответственности, защищали Родину, не жалея себя. Участие в боевых действиях наравне со взрослыми принимало и подрастающее поколение, бремя ответственности ложилось и на хрупкие детские плечи. В особенности страдали маленькие дети. Ведь дети - это цветы жизни, а разве могут цветы вырасти во тьме - войне? Как можно не потерять рассудок при виде чудовищных разрушений, трупов, боли, страха смерти и отчаянья в столь раннем возрасте?

    Те, кому выпало на долю в детские годы увидеть эти ужасы, не знали, что такое счастливое и беззаботное детство. Они не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а брали в руки автоматы и шли воевать. Некоторые вставали за станки вместо своих отцов, уходили в партизаны, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, рыли окопы.

    А теперь попробуйте представить себя без детства. Вы сразу ужаснётесь от того, какой бы была ваша жизнь. Ведь в детстве люди замечают то, чего уже не видят взрослые. Дети обращают внимание на мелочи, от этого каждый день наполнен радостью.

    Война и детство - понятия несовместимые.

    Детство - свобода, волшебный мир, из которого ребенок берет все самое лучшее, это время, когда нет проблем, обязанностей.

    Детство - это семья, которая является твоим защитником, она поддерживает тебя, всегда помогает, учит, как правильно жить.

    Детство - начало нашей жизни, самое главное время, когда человек познает мир через красоту, любовь, людей и природу.

    Для многих людей детство - это свет, веселье, красочное и волшебное время, проведенное в кругу близких. Было ли детство у мальчишек и девчонок 40-х годов двадцатого века? Наверное, как возрастной период, - да, но как время, наполненное счастьем, радостью, детскими забавами, скорее всего, нет.

    Цель моего исследования: рассказать об ужасах, которые пережили дети в военные годы, призвать людей ценить мирное небо над их головой, предостеречь от агрессии, жестокости, которые нередко можно встретить в сегодняшнем обществе.

    Из поставленной цели можно выделить задачи:

    • сопоставить понятия «детство» и «война»;
    • познакомить с примерами героизма детей в годы войны;
    • изучить истории детей войны моего поселка;
    • представить систематизированный материал в виде презентации.

    Гипотеза: если каждый житель моего (и других населенных пунктов страны) будет знать о страшных событиях, которые пережили наши дедушки и бабушки в детские годы, то, думаю, он будет понимать, что война и детство - понятия несовместимые.

    Объект исследования: детские годы детей войны.

    С каждым годом уходят из жизни люди, являющиеся ветеранами войны, тружениками тыла, все меньше остается и детей войны, свидетелей тех страшных и голодных лет.

    Все дальше отделяет нас время от военных трагедий и побед, но люди не должны забывать тех, благодаря кому сейчас живут под мирным и свободным небом, должны помнить их подвиги.

    Современному поколению трудно понять и представить себя на месте тех, у кого детство ассоциируется с голодом и страхом. Но пока такие люди живы, мы будем их слушать и делать все возможное, чтобы это не повторилось.

    Актуальность выбранной для исследования темы объясняется ещё и тем, что и сегодня дети порой не защищены от рвущихся снарядов и ранений. Ведь на Украине, некогда бывшей нашим другом, нередки обстрелы школ, больниц, детских садов, жилых домов. Страдают дети, лишённые детства в том смысле слова, который мы вкладываем в это понятие.

    К оглавлению

    II. Основная часть.

    Глава 1. Юные герои.

    Как я уже говорила выше, многие дети в годы войны помогали взрослым всеми силами. Многие уходили в партизаны, добывали много полезной информации, участвовали в боевых действиях, отдавали свои жизни за освобождение родной земли от захватчиков, несмотря на столь юный возраст. Они понимали, что лучше не будет, если всё бросить и сдаться, они стояли до последнего. Имена многих из них сохранились в истории, они стали Героями своей страны, многие - посмертно. Я бы хотела рассказать вам о некоторых из юных партизан, верно послуживших своему народу.

    Одной из них является Зина Портнова - член подпольной молодежной организации "Юные мстители". Она была разведчицей на территории временно оккупированной Белоруссии. Распространяла листовки, принимала участие в диверсиях против немецко-фашистских захватчиков. В 1943 году её арестовали, но во время допроса она сумела овладеть пистолетом и убить трёх гитлеровцев. Зина пыталась бежать, но была повторно схвачена. Её жестоко пытали.

    За свой героизм Зине Портновой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Леня Голиков, также удостоенный посмертно звания Герой Советского Союза. Пионер, росший в деревне Лукино, на берегу реки Поло. Он ушел к партизанам, когда его село захватили враги. Он так же, как и Зина Портнова, был разведчиком, он добыл немало важной информации.

    Однажды в немецкий автомобиль он бросил гранату, которая исковеркала машину. Из неё выбрался фашистский генерал с портфелем в руках, и, отстреливаясь, бросился бежать. Но Леня преследовал его, убил и изъял важные документы, которые позже отправили в Москву.

    В 1943 году Леня погиб, ни разу не подведя тех, с кем сражался бок-о-бок.

    Марат Казей. Мальчик жил вместе со своей матерью Анной Александровной в небольшой деревеньке в Белоруссии, когда пришла война. Вскоре его мать повесили в Минске. После этого Марат вместе со своей сестрой Адой ушел в лес к партизанам. С помощью информации, добытой юношей, партизаны разгромили фашистский гарнизон в Дзержинске.

    Парень участвовал в боях, минировал железные дороги. Однажды маленький отряд партизан, в который входил Марат, принял неравный бой. У мальчика оставалась одна граната, он подпустил врагов к себе поближе и взорвал себя и их. За мужество и верное служение своему Отечеству Марат Казей был удостоен звания Герой Советского Союза. На одной из улиц Минска стоит памятник в его честь.

    Еще один отважный защитник своей Родины, Герой Советского Союза - Валя Котик. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка. Учился в школе №4 города Шепетовка. Он был вожаком пионеров. После вторжения немцев он вместе с друзьями собирал оружие и отдавал его партизанам. Валя стал связным и разведчиком.

    Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя вычислил офицера, возглавлявшего карателей, и убил его. После чего он был вынужден с братом и матерью скрыться в партизанском отряде. За свои другие заслуги Валя удостоился ордена Отечественной войны I степени, медали "Партизан Отечественной войны" II степени. Он погиб как герой, хотя почему как, он и был героем. Перед школой, в которой он учился, стоит памятник в его честь.

    Все подвиги, совершенные юными партизанами, никогда не будут забыты. Пока мы помним, они живы... Живы в наших сердцах.

    К оглавлению

    Глава 2. Истории детей войны, живущих в посёлке Восточный.

    Я бы хотела рассказать о детях войны, которые ещё недавно жили в моём посёлке, а некоторые из них проживают и сегодня в Восточном.

    Одна из таких жительниц - это Вера Степановна Лессовая. Эта удивительная женщина дарила тепло и улыбку, умела радоваться за других, а ведь она пережила ужасное детство в фашистских застенках.

    Родилась она в городе Иловайске Донецкой области в 1937 году, в рабочей семье. Мама работала путейцем, а папа - рабочим. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, Вера Степановна и ее мать остались вдвоем. Было очень трудно, на Украине начался голод, некоторые вещи меняли на муку или крупу. И вот настал 1943 год, в их город въехала немецкая часть, были слышны выстрелы, убивали людей. В воспоминаниях Лессовой остались ужасные события того времени.

    Однажды вечером к ним во двор вошли два немца и начали что-то кричать. Вера Степановна забежала в дом и успела сказать: "Мама, плохие дяди пришли!" Один немец толкнул мать прикладом на домашние вещи, чтобы женщина их собирала. К их дому подъехала машина, покрытая брезентом, под которым лежала солома. Мать и дочь выгнали из квартиры, и они залезли на повозку. То же самое происходило во всех домах их района.

    Очень долго они ехали в повозках, потом их перегнали в вагоны, из вагонов опять в повозки. Все это происходило зимой. Переправляли людей через реку Одер. Во время переправы часто бомбили с самолетов, река не выдерживала, лед ломался, повозки уходили под лед. Смотреть на такое зрелище было невозможно. Когда всех пригнали в немецкий лагерь, детей разлучили со взрослыми. Веру, тогда ей было всего семь лет, поместили отдельно от матери в барак, где находилось много детей. На детский крик немцы не обращали внимания, плачущих детей еще больше били. Их, изможденных и голодных, по три-четыре человека заставляли гонять вагонетки на трех колесах, груженные грудами камней. У Веры, как и у многих детей, были отморожены пальцы на ногах и руках, но на это их "хозяева" не обращали никакого внимания. Один раз в день, поздно вечером, им, детям, давали кружку горячей воды и по 100 граммов черного хлеба, пропитанного какой-то жидкостью.

    В таких адских условиях, выполняя непосильную для детей работу, они дожили до 1945 года. Освободила из плена их советская воинская часть. Бывших узников распределили по воинским частям. Вера вместе с матерью попали на лечение в госпиталь, благодаря этому и остались живы, и в 1947 году отправлены в Советский Союз, в город Иловайск, где их ожидал ужасный голод. Они прошли проверку в КГБ, им выдали документы, и мать снова пошла работать. Они питались травой, которую ежедневно заваривали. Обессиленные от постоянного голода, едва не валились с ног, сил почти не было. Однажды в школе Веры Степановны Лессовой на ее глазах от голода умер мальчик.

    Когда слушаешь о тех страшных лишениях, которые пришлось пережить ребёнку, в голове не укладывается, как смогли не сломаться в таких нечеловеческих условиях детские души, как сохранили в себе стойкость и сумели не только остаться живыми, но и стать настоящими людьми, заботясь не о себе, а о тех, кому нужна помощь. Именно такой и осталась в памяти Вера Степановна, подбирающая бездомных собак и кошек, специально для них готовящая на свою скудную пенсию еду. Бывая частым гостем у ребят нашей школы, делясь своими воспоминаниями, Вера Степановна всегда заканчивала беседу с ребятами пожеланиями счастливого детства, советовала быть чуткими к окружающим, заботиться о своих близких, стараться хорошо учиться.

    В 2018 году Вера Степановна ушла из жизни, но в школе сохранились документы, ставшие уже историей: видеозапись беседы с ней, фотографии и газетные статьи. Это память, которая нужна и последующим поколениям школьников, чтобы и они знали, что такое детство, опалённое войной.

    Нимировская Галина Михайловна. Родилась в 1936 году в Калининской (Тверской) области на берегу реки Волга. В семье было 6 детей (4 девочки и 2 мальчика). Началась война. Отца забрали на фронт, увезли на пароходе. Вся семья провожала его. Помимо их семьи, были и другие люди. Дети резвились в воде, не понимали, что происходит вокруг и почему женщины плачут. Еще долго они стояли на берегу и махали пароходу вслед рукой.

    Жили недалеко от Москвы (в 120-ти километров), слышали, как рвется враг. Когда мимо проходили войска, видели танки, много вооружения, бежали вслед за уходящими на фронт солдатами.

    Первые два года с едой было мало-мальски терпимо, мать работала. Потом начался ужасный голод. Старшую сестру взяли в ремесленное училище. Дети рыли окопы, строили ограждения, как могли, помогали взрослым. Однажды их город бомбили. Они засели в окопе, но Галина, бывшая тогда еще ребенком, не понимала опасности, выглядывала часто посмотреть, что происходит. Собирали крапиву и щавель, варили борщ, ели листья с деревьев - все, что попадется в руки. Мать работала круглые сутки, дома ее практически не было. Младших, в число которых входила Галина Михайловна, отдали в круглосуточный детский сад. Там им дали возможность не умереть с голоду, хоть и скудно, но кормили, чем придётся.

    Когда Галина уже ходила в школу (у нее с сестрой была одна на двоих пара валенок), их семья жила в двухэтажном доме. Утром, где-то в 5 часов, по черному большому радио передали, что война закончилась. Тогда все жители дома, до этого спавшие, выбежали на улицу. Многие плакали, обнимались и кричали: "Победа!"

    После того как некоторые мужчины стали возвращаться с войны домой, Галина вместе с другими ребятишками после школы бегала на паром, думала, что встретит там отца. Они подбегали к каждому и спрашивали: "Ты мой папка?" (многие дети забыли, как выглядят их отцы). И так каждый день. Ребята пробегали по два-три километра до парома и обратно. Невозможно представить, что так могло проходить детство ребёнка, рождённого, чтобы ощущать заботу, ласку родителей, а не искать всю жизнь своего отца.

    Вскоре семье сообщили, что их отец пропал без вести где-то под Брестом. Галина Михайловна и до сих пор надеется найти своего отца, хоть на это уже мало надежд, столько лет прошло.

    Вспоминает со слезами на глазах Галина Михайловна страшный послевоенный 1947 очень голодный год. Обессиленные от голода, многие просто валились с ног. Однако продолжали жить и верить, что смогут восстановить разрушенное хозяйство и, не жалея сил, вместе со взрослыми поднимали страну.

    Галина Михайловна проживает в нашем поселке и сейчас. Она выступает в хоре ветеранов и ведет очень активный образ жизни. Долгих ей лет жизни!

    Шевелева Валентина Ильинична родилась в 1933 году в городе Отрадное Ленинградской области. Когда началась война, ей было всего восемь лет. Родителей девочки убили на фронте. Она осталась одна.

    Свое детство она провела в концлагере, находившемся в Псковской области неподалеку о деревни Алтун. Детей не щадили, они были для фашистов всего лишь донорами, как какой-то скот. Из детей качали кровь, пока они не переставали ходить, а в обессиленные детские тела ставили уколы со снотворным.

    Иногда ребятишкам удавалось вылезать за забор, где росла смородина, ягоды которой они рвали и кормили ими взрослых.

    Однажды Валентину и ее подругу Лену застали два немецких патруля за сбором ягод. Валентине удалось убежать к заключенным, а ее подружку застрелили. Вот так расправлялись с беспомощными, беззащитными детьми. Вспоминая этот эпизод, Валентина Ильинична не могла сдержать слёз.

    Из концлагеря детей освободили партизаны. Они выносили детей на руках, так как те были не в состоянии передвигаться самостоятельно (каждый вечер им давали кисель, в котором было подмешано снотворное). Так спасти удалось всего пятерых ребятишек, остальные погибли от изнеможения, количества выпитого "яда".

    Вместе с партизанами и спасенными детьми Валентина Ильинична прожила в лесу, а затем ее отправили в детский дом.

    Шевелёва Валентина Ильинична в посёлке Восточный живёт с 2002 года, куда приехала по приглашению своих родных с Алтайского края. До приезда многие годы ответственно, бескорыстно работала на молочной ферме, где труд Валентины Ильиничны отмечен правительственными наградами, благодарностями, ценными подарками. Этот светлый человек и по сей день проживает в поселке. Она является частым гостем на праздничных мероприятиях, посвящённым памяти погибших в годы войны, её страшные, наводящие ужас воспоминания о детских страданиях внимательно слушают учащиеся нашей школы.

    К оглавлению

    III. Заключение. Уроки прошлого.

    Итак, война - это огромный урок людям и миру, раскрывающий человеческую жестокость и эгоизм, направленные в сторону других людей. И рассказы людей, переживших те годы, позволяют нам, родившимся в мирное время, понять, какие трудности и испытания им пришлось пройти в столь ранние годы своей жизни, насколько ужасна война.

    Соприкасаясь с трагическими страницами нашей истории, дети проникаются уважением к поколению, прошедшему через огромные страдания, горе и боль. В.А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества». Эти нравственно-духовные качества призваны воспитывать рассказы очевидцев страшных лет войны.

    Конечно, детство детям войны никто не вернёт, и от этого больней вдвойне. Ведь время назад не возвращается, и вспять повернуть его невозможно, но мы, подрастающее поколение, можем не повторять ошибок прошлого. Мы можем обеспечить людям мирное детство и достойную старость.

    Знакомясь с реальными людьми, пережившими трудные военные годы, лишёнными детской радости, мы понимаем, что мы живём в счастливое время, в котором детство – по-настоящему самые светлые и радостные годы в жизни человека. Мы имеем возможность получить образование, заниматься любимым делом, строить планы на будущее. Мы можем мечтать и осуществлять свои мечты, не опасаясь за свои жизни.

    Я думаю, что сохранение мира и спокойствия - важная миссия подрастающего поколения, которое должно учиться на уроках прошлого и помнить о том, какой ценой завоёвано наше счастье.

    К оглавлению

    Список литературы:

    1. … А память священна / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2010. -128с. – (Праздник в школе).
    2. «Они дошли с победой до рейхстага» (Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы). Журнал «Воспитание школьников» №3, 2007 г.
    3. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. Авт.-сост. М.В. Видякин и др. – 2-е изд.., - Волгоград: Учитель, 2008. – 280 с.
    4. Статья Евгении Вабищевич «Из плена да в голод». Газета «Авангард» № 36 2008 г.

    Презентации:

    К оглавлению