Сайт учителя русского языка и литературы
Стафеевой Натальи Геннадьевны
МОБУ "Восточненская СОШ" Тындинского района

Меню:

  • О себе
  • Педагогическое сообщество

  • Творчество детей:

  • БАМ - дорога романтиков
  • Есть такая профессия
  • Звезда спасения
  • Земля амурская, родная
  • Первый учитель
  • Рецензии на произведения
  • Стихи на разную тематику
  • Читать - это полезно!
  • Школьник-2018
  • Эссе

  • Детские исследования:

  • Детство, опалённое войной
  • Военное детство
  • Образ ветра в поэзии Есенина
  • История моей улицы
  • Зачем нужны псевдонимы
  • Читательский портрет моего сверстника

  • Цените слух, цените зренье,
    Любите зелень, синеву –
    Всё, что дано вам во владенье
    Двумя словами: «Я живу!»

    С.Я. Маршак


    Хочешь написать?

    E-mail: stafeeva@vostochnenskaya.ru

    Читательский портрет моего сверстника
    Сесёлкина Татьяна, 9 класс.

    Оглавление

    1. I. Введение.
    2. II. Основная часть.
      1. Глава 1. Чтение – необходимое условие развития личности.
      2. Глава 2. Практическая часть. Результаты анкетирования.
      3. Глава 3. Читательский портрета современного подростка и моё отношение к книге.
    3. III. Заключение. Рекомендации моим современникам.
    4. Список литературы.
    5. Презентации.
    6. Приложения:

    I. Введение.

    Чтение формирует качества наиболее
    духовно зрелого, просвещённого, культурного,
    социально ценного человека.

    А.И. Герцен

    В современном обществе, наверняка, всё чаще возникает вопрос о том, что на данный момент читают подростки и читают ли они вообще. Отвечая на этот вопрос, многие затрудняются. Это неудивительно, ведь читательский интерес среди подростков в наше время падает. А если даже дети и читают, то лишь лёгкую литературу, поэтому сейчас большинство издательств ориентируется на невзыскательного читателя. Могу согласиться, что не каждому по душе классическая литература 18-го века, но ведь есть множество и других жанров, таких как научная фантастика, занимательные детективные истории и другие. Современная литература очень разнообразна, но зачастую в неё внедряются разные мелкие жанры, что-то вроде фанфиков. Наверное, вы слышали о таких произведениях. Но читать такую литературу никто не рекомендует, а уж тем более признавать её образцовой никто не собирается.

    На данный момент вопрос о читательском интересе современной молодёжи стоит очень остро, так как после внедрения информационных технологий и коммуникаций в жизнь каждого человека, молодёжь забывает про книги. Раньше молодые люди дышали книгами, зачитывались ими и познавали мир без интернета. Я хочу выяснить, правда ли вся нынешняя молодёжь забывает про книги.

    Для начала следует обратиться к исследованиям, проводившимся ранее в этой области. Международное исследование PISA изучает как раз эту проблему на международном уровне. Согласно результатам исследования, по качеству чтения и понимания текста студентами Россия заняла 41-ое место среди 65-и стран-участниц, хотя недавно была на 27-ом. В первой пятёрке стран оказались Китай, Корея, Финляндия, Сингапур, Канада. В 2006 году в нашей стране была принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ней была изложена следующая концепция:

    "Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации - профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях. Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многофункциональной и многослойной российской культуры. Чтение - важнейший механизм поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную и обыденную его составляющую".

    Исходя из этих данных, я могу точно утверждать, что проблема чтения уже поднималась как на всероссийском уровне, так и на международном.

    Меня заинтересовал этот вопрос не только и не столько потому, что я хочу признать часть современной литературы бесполезной и не рекомендуемой читателям, сколько потому, что эта проблема очень актуальна, и мне бы хотелось предложить пути её решения и привлечь внимание к этому, по моему мнению, очень важному вопросу. Практическая значимость проекта, на мой взгляд, очень велика, ведь он поможет составить общую картину отношения подростков к чтению, обозначить пути приобщения учащихся к книге и ответить на интересный вопрос: "Возможно ли образование без чтения?"

    Перед выполнением исследовательской работы я выдвинула следующую гипотезу: "Представим, что в современном мире молодое поколение забывает про книги или же читает лишь современную литературу мало известных авторов, распространяющуюся через интернет, пропагандирующую неправильные жизненные ценности и формирующую неверные идеалы. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, я поставила перед собой цель: выявить уровень читательской грамотности старшеклассников и привлечь внимание к проблеме резкого снижения интереса к книгам. Достигнуть этой цели мне помогут следующие задачи:

    • изучить материал по теме (обзор ресурсов);
    • узнать, какие книги читали подростки прошлых лет;
    • опросить учащихся 8-11 классов с целью выявления их читательских интересов;
    • систематизировать данные о том, что читают современные школьники;
    • сопоставить интересы в литературе между старшими и младшими поколениями;
    • проанализировать читательский опыт школьников и свой читательский опыт;
    • составить читательский портрет сегодняшнего старшеклассника;
    • определить взгляд учителей на данную проблему;
    • дать рекомендации по итогам исследования, если они необходимы.

    В данном случае предметом моего исследования является уровень читательской грамотности, а объектом - учащиеся 8-11 классов. При выполнении задач для достижения цели мне помогли следующие методы исследования:

    • интервью,
    • анкетирование,
    • опрос,
    • сравнение,
    • изучение литературы,
    • наблюдение,
    • беседа.

    Продуктом моего исследования станет буклет "Читательский уровень современного подростка. Рекомендации".

    К оглавлению

    II. Основная часть.

    Глава 1. Чтение – необходимое условие развития личности.

    Проблема падения интереса к чтению художественной литературы наблюдается исследователями в России на протяжении 20-ти лет. За это время выросло два поколения нечитающих. У нечитающих родителей растут нечитающие дети, которые увлекаются компьютерными играми, телевизором и интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны, позволяют добиться быстрых результатов, но не приучают к самостоятельной работе с текстом. Мозг, привыкнув без труда получать информацию, не может сам искать её в тексте, поэтому текстовое мышление не получает должного развития. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге и плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Снижение желания читать наблюдается не только в отдельных районах, но и по всей стране. Хотелось бы привести несколько фактов в пользу чтения:

    • при чтении развиваются логика, мышление, память и внимание;
    • чтение заставляет мозг работать;
    • читая, мы учимся правильно общаться с людьми, обретаем спокойствие, становимся добрее, умнее, воспитаннее;
    • чтение повышает культуру речи и грамотность, пополняет лексикон, развивает фантазию и воображение;
    • читая, мы можем учиться у героев тому, как правильно поступать в той или иной ситуации.

    Здесь, конечно, очень важно подметить, что нужно читать литературу своего возраста. Если ребёнку дать произведение "Война и мир", он вряд ли что-то поймёт. Читая, мы должны понимать скрытый смысл, доносимый автором, понимать содержание произведения и вместе с героем переживать события. Каждому возрасту - определённая книга!

    Максим Горький однажды сказал: "Всем хорошим я обязан книге». Позволю себе небольшое отступление. Хочу сказать про себя лично. Книги - мои спутники с самого раннего детства. Знакомство с ними я начала со сказок Пушкина, а сейчас уже читаю серьёзную литературу. Книги помогают мне в жизни. Добрые и мужественные, порой серьёзные и задумчивые, иногда печальные и грустные герои, переносящие по-разному испытания судьбы, учат быть сильным и стойким, принимать верные решения и не сдаваться на пути к достижению цели. В произведениях я нахожу свойственные мне переживания героя. Я могу поразмышлять с ним вместе, и вообще, книги учат разбираться в людях. Это как портал в иной мир. В мир, где нет современных технологий, а только ты, чистый лист бумаги и книга. Читая, ты рисуешь на этом листе картины с помощью воображения, мысленно общаешься с героем, сопереживаешь, пытаешься помочь. Я не знаю, как люди живут без книг. Это же невозможно! Не открыть книгу в поезде, когда стаканы наполняются чаем, пахнет свежей выпечкой. Как? Могу сказать, что книга - одна из потребностей, важных и необходимых, если привить любовь к чтению с детства. Тогда ты уже не можешь жить без книг, и я говорю не про произведения школьной программы.

    К оглавлению

    Глава 2. Практическая часть. Результаты анкетирования.

    Заинтересовавшись этой проблемой, я захотела сама выяснить, правда ли данный вопрос стоит довольно остро.

    Своё исследование я начала с опроса знакомых взрослых о том, какие книги они читали, когда были подростками. Среди всех произведений и авторов наиболее популярными оказались произведения Михаила Шолохова ("Тихий Дон", "Судьба человека"), Максима Горького ("Детство"), Льва Толстого ("Война и мир"), Александра Пушкина ("Евгений Онегин", "Капитанская дочка", "Барышня-крестьянка"), Михаила Лермонтова ("Герой нашего времени"), Ивана Тургенева ("Первая любовь"), Александра Куприна ("Гранатовый браслет"), Фёдора Достоевского ("Идиот", "Униженные и оскорблённые", "Преступление и наказание"), Вениамина Каверина ("Два капитана"), Михаила Булгакова ("Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита"), Артура Конан Дойла ("Приключения Шерлока Холмса"), Марка Твена, Владимира Набокова, Майн Рида ("Всадник без головы"), Николая Гоголя ("Вий"), Сергея Есенина ("Анна Снегина") и многих других как отечественных, так и зарубежных авторов. Нельзя не заметить, что этот список полон произведений разных жанров. От лирических произведений до повестей и романов. Можно сказать, что прошлое поколение глубоко изучало литературу. Например, среди женщин наиболее популярными были любовные романы, повести, поэмы, а также патриотические произведения. Среди мужчин более распространены детективы, фантастика, повести, небольшие рассказы. Но нельзя ставить и тех и других в определённые рамки. Были и те, кто читал произведения и детективного, и романтического характера. Здесь уже зависело от предпочтений человека.

    Приятно было слышать, как взрослые, почувствовав себя снова детьми, делятся впечатлениями о ранее прочитанном, рассказывая об этом очень эмоционально. Вспоминают любимых героев, пересказывают сюжеты полно и детально. Многие из них до сих пор читают новые и перечитывают понравившиеся книги. Это даёт надежду на то, что не всё ещё потеряно. Но на смену им приходит другое поколение, а читают ли они?

    Плавно переходим ко второй задаче, которую я перед собой поставила: проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов. Вопросы анкетирования требовали развёрнутого ответа и охватили абсолютно все аспекты данной проблемы.

    Признаться честно, я была глубоко разочарована, прочитав ответы учащихся, и могу сказать, что эту проблему необходимо решать срочно. Знаете, самое страшное - это то, что мы не признаём проблему, скорее всего, поэтому мы и не обращаем внимания на такие вопросы. Но сейчас, думаю, следует разобраться поподробнее.

    Анкетирование проходило в анонимной форме (Приложение №1). Единственные данные, которые нужно было указать, - возраст, класс и пол. Анкета содержала 14 вопросов. Всего опрошено было 29 человек (18 девушек и 11 юношей). Анкетирование показало, что большинство детей, а именно 52%, редко читает книги. 10% предпочитают читать в свободное время, 7% не предпочитают читать вообще. Диаграммы, составленные по результатам анкеты (Приложение №2).

    Следующий вопрос. Что является мотивацией к чтению? На что 41% учащихся ответило "интерес", 26% - не посчитало нужным ответить, 15% - "подготовка к урокам/экзаменам", и по 7% - "саморазвитие" и "описание книги", остальные же 4% признались, что мотивации к чтению у них нет.

    Что касается популярных жанров, наиболее распространены фантастика, классика, детективы. А на вопрос: "Как Вы считаете, подросткам нужно читать только лишь классическую литературу?" - 99% ответило: "Нет", 1% учащихся не ответил.

    Продолжая данную тему о частоте и мотивах чтения, рассмотрим следующий вопрос: "Какую книгу Вы читали в последний раз?" 3 человека так и не вспомнили, большинство из оставшихся назвали произведения школьной программы, некоторые - другие книги, самые оригинальные учащиеся отметили школьные учебники, а кто-то не читал вообще никакой книги.

    Хороший был вопрос: "Любите ли Вы читать?" Здесь позволю себе сказать результаты не в процентах. 13 человек любят, 5 - не любят, 7 - не особо любят, 2 человека не ответило на этот вопрос, 1 сказал "ненавижу", но самым интересным ответом была фраза ученицы: "Люблю, но не читаю".

    На вопрос: "Есть ли у Вас любимая книга?" 31% опрошенных ответили: "Нет", 66% - "Да", а остальные 3% не ответили. Из произведений, часто встречающихся, были названы: "Метро 2033" и "Гарри Поттер". Также были отмечены книги: "Пустошь", "Таня Гротер и сапоги Кентавра", "Слепой музыкант", "Капитанская дочка", "Бегущий в лабиринте", "Дом, в котором...", "Записки о Шерлоке Холмсе" и другие. Особенно ужасно то, что некоторые подростки называли произведения, которые они читали ещё в начальной школе. К примеру, "Путешествия Гулливера", "Робинзон Крузо" и даже "Волшебник Изумрудного города"!

    Далее продолжается тема любви к чтению. Вопрос следующий: "Можете ли Вы назвать себя читателем-любителем и почему?" 90% ответили отрицательно, объяснив такое явление редким чтением. 3% ответили положительно, пояснив это подготовкой к экзаменам, другие 3% засомневались, ну а самым уникальным ответом стала фраза: "Всё зависит от настроения".

    В ответе на следующий вопрос нужно было назвать любимого героя и любимого писателя. Часто встречающиеся ответы: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Джоан Роулинг. Любимых героев или нет, или же названы такие, как Гарри Поттер, Робинзон Крузо. Однако не все учащиеся так отвечали. Есть и те, которые приводили примеры произведений не из школьной программы, но к этому аспекту мы ещё вернёмся. Хочу заметить, что одна девушка ответила на этот вопрос так: "Гоголь. Мне нравится герой его рассказа "Собачье сердце" господин Шариков". Все, наверняка, видели видео, ходившее по социальным сетям и интернету про студентов престижных ВУЗов страны, которые думают, что "Война и мир" - это произведение Пушкина. Вот примерно такая же история.

    К слову, о школьной программе. Здесь подростки разделились на три группы: те, которые читают только произведения из учебника "Литература"; те, которые читают, не ограничивая себя только школой, и, наконец, те, кто вообще не читает ни школьную программу, ни другие книги. Такой вывод следует из того, что некоторые ребята, ответив, что читают и за пределами школьного учебника, приводили в пример произведения как раз из него или же называли другие произведения, но с неверным названием или автором. В процентном отношении это представлено, как 30%/55%/15%. То есть половина учащихся хоть что-то да читают вне учебников.

    В анкете также были заданы вопросы об условиях для прочтения книг. Первый: "Вы любите читать в интернете или предпочитаете книги в оригинале и почему?" Большинство отвечавших предпочитают интернет по разным причинам: ограниченный доступ к книгам, комфортность такого способа. Меньшинство любят читать в оригинале (ну а есть и такие, которые и читать-то не любят!). Второй вопрос: "Как Вы выбираете литературу для чтения?" Многие выбирают по описанию книги, некоторые - по советам родителей и друзей, также особо выделяется категория учащихся, выбирающих книги по интересному названию.

    Также был вопрос и про понимание прочитанного и запоминания того, о чём читали. "После того, как вы прочитали книгу, вы можете вспомнить весь сюжет в деталях?" - так звучал вопрос, на который 86% ответило положительно, а остальные 14% - отрицательно.

    Одной из важных тем является наличие книг дома, в результате опроса выявлено, что у 69% есть домашняя библиотека, а у остальных нет. Бывали и такие случаи, что родители книги покупают, а библиотеки дома нет. Здесь возникает вопрос: "А куда же эти книги исчезают?"

    Важен ещё один вопрос: "Книга как-то помогает Вам в жизни?" Но и здесь меня ждало разочарование. Оказывается, лучше бы книга и не помогала.

    Самой главной, на мой взгляд, подгруппой был вопрос о личном мнении учащихся об актуальности проблемы, по которой я провожу исследование. "Без книг жизнь лучше? Почему?" - так он звучал. На него подростки ответили по-разному, но всё же многие признают, что без книг люди бы деградировали, перестали бы получать новые знания, без книг просто скучно. Вот он самый страшный момент - мы не признаём проблему. Да, мы знаем, что без чтения мы перестали бы развиваться, что чтение полезно, но мы не читаем. Вот он тот ответ: "Люблю, но не читаю"! Объяснить это явление можно тем, что мы всё время говорим о полезности чтения, буквально вдалбливаем подросткам мысль о том, что это нужно, что без этого никак. Я согласна, что, если мы и это перестанем делать, что, кончено, непростительно, читать они не станут. Если это такой метод приобщения человека к чтению, то, могу сказать, что он неэффективен. Подростки уже заучили эти фразы наизусть и игнорируют призывы, обращённые к ним. Ну а почему бы и не провести такой эксперимент? Почему бы не показать на примере людей, для которых чтение стало возможностью достичь жизненной цели, что читать действительно нужно?

    Проанализировав и представив результаты проведённого анкетирования (Приложение №3), я подтвердила мысль о том, что уровень читательского интереса не просто падает, а очень стремительно. Если раньше читали с удовольствием и до сих пор помнят сюжеты литературных произведений, то сейчас я не могу быть уверена в этом. Если сопоставить интересы к литературе между старшими и младшими поколениями, можно сказать, что мы плавно переходим от серьёзных литературных произведений к мелким, незначительным жанрам поверхностной литературы, которую и литературой назвать нельзя.

    К оглавлению

    Глава 3. Читательский портрета современного подростка и моё отношение к книге.

    Страшно даже было начинать сравнивать свой читательский опыт и опыт моих сверстников. Но опускать руки я и не собиралась. Итак, обобщив результаты, получила следующее:

    1. Читаю я практически каждый день, если есть свободное время, однако мои сверстники, если и читают вообще, то только раз в месяц.
    2. Мотиваций у меня много, но, в основном, я читаю для себя. Ровесники же предпочитают читать, если им это интересно.
    3. Среди жанров у меня нет особых предпочтений, главное - содержание книги. Мои сверстники предпочитают фантастику, детективы, романы.
    4. В последний раз я читала книгу Вениамина Каверина "Два капитана" и продолжаю её читать в то время, пока учащиеся читают школьную программу и то, потому что кто-то заставил.
    5. Я люблю читать. Моя любимая книга - "Всадник без головы" Майн Рида. Любимого писателя нет, но мне нравится, как пишут Гоголь, Есенин, Куприн и Тургенев. Любимый герой, на данный момент, - Бруно из книги "Мальчик в полосатой пижаме" Джона Бойна. Мне он нравится тем, что он, хоть и немец по происхождению, но очень чувствительный и понимающий мальчик, не презирающий людей из-за их национальности. 50% моих ровесников любит читать, остальные - нет. В основном, читают современную литературу, а любимый герой почти у всех - Робинзон Крузо.
    6. Я могу назвать себя читателем-любителем, так как я прочитала немало книг разных направлений, мои сверстники - не могут.
    7. Я читаю произведения и не из школьной программы, как и большинство моих ровесников.
    8. Предпочитаю, в отличие от опрошенных, книги в оригинале, так как, во-первых, так комфортнее, во-вторых, мне нравится сама атмосфера чтения.
    9. Выбираю литературу для чтения, как и большинство сверстников, по совету или по аннотации.
    10. Сюжеты книг вспоминаю легко, с чем также справляются мои ровесники.
    11. Книги дома есть, как и у опрошенных.
    12. Книга в жизни помогает, что характерно и для отвечавших, думаю, отличается ответ только тем, чем эта книга помогает. Мне, например, развиваться умственно и интеллектуально.
    13. Без книг жизнь хуже, так считают и мои сверстники.

    Обобщив и сравнив наблюдения, точно могу составить и зачитать вам читательский портрет моего сверстника:

    "Редко читающий, иногда мотивируемый интересом к книге, но быстро забрасывающий это дело, интересующийся фантастикой и детективами, книгами лёгкой, поверхностной литературы, читавший в последний раз месяца три-четыре назад, имеющий домашнюю библиотеку, но ею не пользующийся, ограничивающийся школьной программой, иногда и её даже не читающий, любящий книгу "Робинзон Крузо" или "Гарри Поттер" - одну из немногих, которую читал, подросток, считающий, что сверстникам ни в коем случае не нужно читать только классическую литературу, а без книг жизнь просто скучная».

    Сейчас же приступлю к ответу на вопрос: "Возможно ли образование без чтения книг?" Наверняка, все знают, что при сдаче экзамена как ОГЭ, так и ЕГЭ по русскому языку при написании сочинения проверяются знания текстов русских писателей. Ту же ситуацию можно наблюдать и на экзаменах по обществознанию, литературе. Согласитесь, не случайно с самых первых классов один из важнейших предметов школьной программы - литературное чтение, а уже в более старших - литература. Это объясняется огромной ролью книг в развитии взглядов на мир и социальные проблемы. Не зря ведь говорят: "Книга - лучший учитель". Ведь с помощью книг можно легче узнавать новое и находить выходы из жизненных ситуаций. Она содержит в себе опыт поколений. Нередко учителя по литературе обращают наше внимание на актуальность книг. Книга - хранитель информации. Представьте, если бы учёные не записывали свои открытия где-нибудь, человечество бы каждый раз изобретало велосипед, и ни о каком техническом прогрессе не было бы и речи. Также здесь нужно отметить: книга помогает не только образованию, но и воспитанию людей всех возрастов, ведь сейчас проблема не только в необразованности, но и в невоспитанности поколения. Но это уже совсем другая тема для размышления.

    Побеседовав наедине с учителями, я сделала вывод, что эту проблему в нашей школе уже замечали и неоднократно. Проводились читательские вечера, конкурс юных чтецов "Живая классика", различные классные часы на тему чтения и его роли в жизни общества. Но результатов, каких хотелось бы, данная деятельность не даёт, поэтому перейду к заключительной части моей работы.

    К оглавлению

    III. Заключение. Рекомендации моим современникам.

    Подытоживая все выше сказанное и подводя заключительные итоги своей работы, хочу ещё раз отметить, что без книг наша жизнь невозможна. Книга, как корабль, уносит нас к берегам мечты и фантазии, показывая нам жизни героев, учит добру и нравственно воспитывает.

    Итак, на сегодняшний день культура чтения молодого поколения резко снизилась. Как же можно решить эту проблему? Как я уже упомянула ранее, попытки провести внеклассные мероприятия и тем самым привлечь внимание молодёжи к литературе оказались тщетны. Поэтому я решила найти выход из сложившегося положения и предложить подросткам литературу для чтения. Возможно, они ею заинтересуются.

    • Проза:
      • Городская проза:
        • Ю.Трифонов "Обмен", "Другая жизнь", "Дом на набережной"
        • В. Аксенов "Звездный билет", "Апельсины из Марокко"
        • А. Кузнецов "Продолжение легенды"
        • Ю. Казаков "Двое в степи", "Адам и Ева"
        • Ф. Искандер "13-й подвиг Геракла", "Созвездие Козлотура"
      • Тема войны:
        • В. Астафьев "Прокляты и убиты"
        • В. Быков "Знак беды", "Карьер"
        • Г. Владимов "Генерал и его армия"
        • О. Ермаков "Афганская война"
      • Фантастика и мистический реализм:
        • А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом", "Пикник на обочине", "Марсианские хроники"
        • А. Иванов "Обитаемый остров"
      • Лагерная проза:
        • А. Солженицын "Матрёнин двор"
        • Г. Владимов "Верный Руслан"
        • В. Шаламов "Шоковая терапия"
        • А. Жигулин "Чёрные камни"
      • Продолжатели соц. реализма:
        • Тендряков "Суд"
      • Реализм:
        • Т. Толстая "Соня", "Любишь - не любишь"
        • Ю. Домбровский "Факультет ненужных вещей"
    • Поэзия:
      • Ю. Ким;
      • Б. Окуджава;
      • В. Высоцкий;
      • Ю. Кузнецов
    • Драматургия:
      • Ампилов
      • Вампилов

    Этот список вы также можете увидеть в моём буклете. Это - результат моей работы. Буклет включает в себя два раздела: "Родителям и учителям", "Детям". В нём даны рекомендации по вопросу чтения среди молодёжи и методам привлечения подростков к чтению. (a href="#031"Приложение № 3)

    К оглавлению

    Список литературы:

    1. Ю. Трифонов "Обмен", "Другая жизнь", "Дом на набережной";
    2. В. Аксенов "Звездный билет", "Апельсины из Марокко";
    3. А. Кузнецов "Продолжение легенды";
    4. Ю. Казаков "Двое в степи", "Адам и Ева";
    5. Ф. Искандер "13-й подвиг Геракла", "Созвездие Козлотура";
    6. В. Астафьев "Прокляты и убиты";
    7. В. Быков "Знак беды", "Карьер";
    8. Г. Владимов "Генерал и его армия";
    9. О. Ермаков "Афганская война";
    10. А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом", "Пикник на обочине", "Марсианские хроники";
    11. А. Иванов "Обитаемый остров";
    12. А. Солженицын "Матрёнин двор";
    13. Г. Владимов "Верный Руслан";
    14. В. Шагамов "Шоковая терапия";
    15. А. Жигулин "Чёрные камни";
    16. В. Тендряков "Суд";
    17. Т. Толстая "Соня", "Любишь - не любишь";
    18. Ю. Домбровский "Факультет ненужных вещей"

    Презентации:

    К оглавлению

    Приложения.

    Приложение № 1

    Анкета

    Уважаемые участники анкетирования! Анкета проходит в анонимной форме.

    Укажите свои данные в поле:

    ВозрастКлассПол
    1. Как часто вы читаете книги? Что является мотивацией к чтению?
    2. Любите ли Вы читать? Если да, то какие жанры Вам нравятся?
    3. Есть ли у Вас любимая книга? Если да, то какая, если нет, то почему?
    4. Назовите своего любимого писателя и своего любимого героя. Почему они Вам нравятся?
    5. Какую книгу вы читали последний раз?
    6. Вы любите читать в интернете или предпочитаете книги в оригинале и почему?
    7. Как Вы выбираете литературу для чтения?
    8. Покупают ли родители книги? Есть ли у Вас дома библиотека?
    9. Вы можете назвать себя читателем-любителем (тот, кто достаточно много читает) и почему?
    10. После того, как Вы прочитали книгу, Вы можете вспомнить весь сюжет в деталях?
    11. Вы читаете только произведения в рамках школьной программы? Если нет, приведите два-три примера произведений не из школьной программы (желательно полное название и автор).
    12. Книга как-то помогает Вам в жизни?
    13. Как Вы считаете, подросткам нужно читать только лишь классическую литературу?
    14. Без книг жизнь лучше? Почему?

    К оглавлению

    Приложение № 2

    Результаты опросов

    К оглавлению

    Приложение № 3

    Буклет "Читательский уровень современного подростка. Рекомендации"

    К оглавлению