Сайт учителя русского языка и литературы
Стафеевой Натальи Геннадьевны
МОБУ "Восточненская СОШ" Тындинского района

Меню:

  • О себе
  • Педагогическое сообщество

  • Творчество детей:

  • БАМ - дорога романтиков
  • Есть такая профессия
  • Звезда спасения
  • Земля амурская, родная
  • Первый учитель
  • Рецензии на произведения
  • Стихи на разную тематику
  • Читать - это полезно!
  • Школьник-2018
  • Эссе

  • Детские исследования:

  • Детство, опалённое войной
  • Военное детство
  • Образ ветра в поэзии Есенина
  • История моей улицы
  • Зачем нужны псевдонимы
  • Читательский портрет моего сверстника

  • Цените слух, цените зренье,
    Любите зелень, синеву –
    Всё, что дано вам во владенье
    Двумя словами: «Я живу!»

    С.Я. Маршак


    Хочешь написать?

    E-mail: stafeeva@vostochnenskaya.ru

    Военное детство
    Степанова Вероника, 7 класс.

    Оглавление

    1. I. Введение. Это страшное слово – война.
    2. II. Основная часть. Детство, опалённое войной…
      1. Глава 1. Юные патриоты Великой Отечественной войны.
      2. Глава 2. Дети – «сыновья полка»
      3. Глава 3. Судьбы детей в произведениях о войне.
      4. Глава 4. Дневники детей войны. Таня Савичева и её самый страшный дневник войны.
      5. Глава 5. Дети войны моего края.
    3. III. Заключение. «Это нужно живым…»
    4. Библиографический список

    I. Введение. Это страшное слово – война.

    Война… Что может быть страшнее? Миллионы людей погибли. Горе, страдания, страх. Вот что война принесла людям. Сколько судеб искалечено!... Война закончилась 75 лет назад, но помнить о ней мы будем всегда. За годы Великой Отечественной войны более 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась Родина.

    Великая Отечественная война… Это страшное сочетание слов. Так уж случилось, что наша память о войне и представления о ней - мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но в этом и отражение нашего недостаточного знания о войне. Да, война не женское, и уж тем более, не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все, от мала до велика, поднялись на защиту Родины.

    Думаю, война - ровесница человечеству. Во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны за своей спиной. Однако не стоит думать, что человек является жертвой войны. Вовсе нет. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война - дело рук человека. Не выявляет ли это начало животного в людях? Своеобразный и естественный отбор, в котором выживает сильнейший.

    Иногда в моей голове возникает вопрос: «Неужели человек рождается для войны?». Не особо хочется верить в это. Родиться, чтобы разрушать? Мы рождаемся в любви и для любви. А война противна человеческому разуму. Кстати, нужно сказать о том, что война многолика. Для одного война – это путь к славе. Для другого - борьба за свободу. А для третьего - дело принципа.

    Войну особенно тяжело пережили дети. До того как началась война, каждый ребенок был окружён лаской и заботой, не думая о том, что будет завтра. Мальчишки любят играть в войну. Им нравится ощущать себя сильными и ловкими. Им нравится побеждать. Но они никогда не думали, что будут воевать наравне со взрослыми.

    В моей исследовательской работе я хочу раскрыть смысл многим известной пословицы: «На войне маленьких не бывает»

    Цель моей работы: объяснить смысл данной пословицы, доказать её актуальность в наше время.

    Задачи, которые я поставила для достижения цели работы:

    • собрать нужную информацию для моего исследования;
    • систематизировать собранный материал;
    • встретиться с детьми войны моего посёлка, познакомиться с их историями;
    • расширить знание школьников о жизни детей военного времени, их участии в военных действиях.

    К оглавлению

    II. Основная часть. Детство, опалённое войной…

    Глава 1. Юные патриоты Великой Отечественной войны.

    По-разному ворвалась война в детство каждого ребёнка. В 1941 году в городе Паланга первым встретил войну пионерский лагерь. Две тысячи литовских детей!

    Николас Слуцкий вспоминает: «Вдруг взрыв, грохот, и дым застлал комнату. Мы ничего не видим, бросаемся к окну. Я вылетаю вместе с рамой во двор и вижу перед собой раненого мальчика. У него отрезан кусок лба, рукой он старается закрыть мозг. Вокруг ужасные крики! Немцы обстреляли лагерь… Ребята выбрались, на них стали пикировать самолёты. От ужасных рёвов самолётов дети закрывали головы руками и ждали, когда эта смерть пройдёт».

    Николасу было всего 13 лет. Оставшиеся в живых дети вышли к станции, когда от неё отходил последний эшелон. О событиях тех страшных дней начала войны Слуцкий напишет рассказ: «Живите!»

    Оказавшись в самом пекле войны, дети сразу повзрослели. Они выносили все тяготы, обрушившиеся на их детские плечи и порой переносили такие трудности, которые не под силу даже взрослым. Дети проявляли настоящий героизм!

    На своих боевых постах ребята действовали находчиво и мужественно. Когда на дом одного из районов Москвы упала бомба, дежуривший на крыше ученик 7-ого класса пионер Шура Исанкин не растерялся, тотчас схватил лопату и быстро засыпал песком горящую бомбу.

    Московская пионерка Нина Семенова в ночь с 21 на 22 июля 1941 года во время налёта вражеской авиации потушила 15 фашистских зажигательных бомб.

    Можно привести немало примеров, подтверждающих, что юные помощники, как могли, участвовали в борьбе против завоевателей, рискуя собственной жизнью.

    Например, пионерка Зина Портнова. Член подпольной комсомольской молодёжной организации «Юные мстители». Была разведчицей, распространяла листовки среди населения. В 1943 году была арестована. Но во время допроса смогла завладеть пистолетом фашистского следователя, которым тот пугал её. Застрелила троих гитлеровцев, пыталась сбежать, но её поймали. Зина была жестко замучена. За проявленный героизм Зине посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Ещё я бы хотела вспомнить о Вале Котике. Родился в 1930 году, в селе Хмелёвка. Учился в школе №4 города Шепетовка, где был известен как заводила и вожак. На момент начала войны ему было всего 11 лет. Когда Шепетовку оккупировали, Валя с друзьями начал собирать оружие, которого было много на местах боёв. Потом автоматы и винтовки на возу с сеном переправлялись партизанам. Постепенно Вале начали доверять более серьёзные задания. Он стал связным и разведчиком. А когда фашисты наметили операцию против партизан, Валя выследил офицера и убил его. После этого ему с мамой и сестрой пришлось укрыться в партизанском отряде. Принимая участие во многих операциях, Валя воевал наравне со взрослыми. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его наивысшей воинской награды. Перед школой, в которой учился мальчик, стоит памятник с надписью: «Валя Котик - герой Великой Отечественной войны».

    Находясь в тылу, пионеры заботились о том, чтобы советские воины имели не только грозное оружие, но и были сыты, тепло одеты, полны сил и энергии. Ребята посылали на фронт продукты, теплые вещи, мыло, карандаши и многое другое. За годы войны пионеры отправили на фронт сотни тысяч различных вещей.

    Подарки, полученные от ребят, были самыми дорогими для воинов. Пионерские посылки, письма, поздравления вдохновляли воинов на подвиги, вселяли в них веру в победу над фашизмом.

    К оглавлению

    Глава 2. Дети – «сыновья полка»

    Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии служило более 4000 фронтовиков младше 16 лет. Их называли «сыновьями полка», но среди них были и дочери.

    Цифра явно не точная, хотя бы потому, что в это число не входят дети-участники партизанских отрядов и подполья. Ведь только в оккупированной Белоруссии в партизанских отрядах воевало около 74,5 тысяч мальчишек и девчонок, юношей и девушек. Конечно, командиры старались скрыть наличие детей в отряде.

    Многие мальчишки по своей воле прибегали в подразделение, чтобы защищать свою родину. Командиры в основном поручали им лишь хозяйственные дела, но иногда они действительно становились полноправными участниками войны. Некоторые из них были совсем юны, но, несмотря на столь юный возраст, они воевали не хуже опытных солдат.

    В разных источниках я икала сведения о детях на войне. Информации много, но обо всех не расскажешь… Постараюсь привести несколько примеров, подтверждающих мои выводы.

    Марат Казей. У этого мальчика фашисты забрали всё: дом уничтожили, мать казнили, сестра стала инвалидом в партизанском отряде…

    Марат был весёлым и общительным. Воевал он с первых дней войны. А погиб в пятнадцать лет. Возвращаясь с задания, попал в засаду. Марат отстреливался, пока патроны не кончились. Враги окружили его, деваться было некуда. Взяв свою последнюю гранату, он взорвал себя вместе с фашистами. А в 1965 году Марату было присвоено звание Героя СССР.

    Лёня Голиков рос в деревне Лукино. Когда его село захватил враг, Лёня ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, добытые им сведения помогали пускать под откос вражеские поезда. Был в жизни мальчика особый бой, который довелось вести один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная Лёней, исковеркала машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его.

    Немало было испытаний в недолгой жизни мальчика. Но, даже оказываясь на краю гибели, он ни разу не подвёл тех, с кем сражался плечом к плечу. Лёня погиб в 1943 г. Через год ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребёнком? Кто отнял у него детство, кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули и горят дома! Говорят, у войны неженское лицо. Нет! Было оно и женским, и детским.

    К оглавлению

    Глава 3. Судьбы детей в произведениях о войне.

    Война кровожадная, злая и беспощадная. Именно так сегодня могут высказаться о военных действиях те, кто был свидетелем или участником войны. Война унесла много родных и близких, оставив сиротами многих детей. Она лишила детей и взрослых мирного неба над головой. Многие поэты и писатели создавали произведения на тему войны, чтобы люди из поколения в поколение передавали страшное лицо человеческой жестокости.

    «Сын полка» - реальные события замечательной повести.

    В книге «Сын полка» В. Катаева раскрывается характер юного героя, на долю которого выпало много горя. Ваня одинок, он явно нуждается в любви и заботе, он привязывается к бойцам. Ваня - смышленый, смелый, но при этом своенравный мальчик. Когда разведчикам дали задание узнать расположение немецких резервов и найти хорошие позиции для огневых действий, они взяли с собой Ваню. Проявив свою смышленость, мальчик попал в плен к немцам, спасло его лишь наступление наших частей. Благодаря этому мальчик снова попал к своим хорошим знакомым. Ваню поставили на полное довольствие, он стал сыном полка. Мальчик был доволен этим. Капитан Енакиев привязался к Ване, потому что он напоминал ему погибшего сына… Вот-вот капитан собирался усыновить Ваню, но, увы, не успел… В одном из тяжелых боёв погиб весь расчёт первого орудия, в том числе и капитан Енакиев…

    Но главное - он успел спасти мальчика. Отослал его в штаб. А в финале повести ефрейтор Биденко отвёз Ваню в суворовское училище.

    Сколько же было сыновей полка? Все они воевали рядом со взрослыми бойцами: ходили в разведку, участвовали в боях, спали по двое и даже трое под одной шинелью. Ежечасно совершали подвиги. И я считаю, что подвиг – это не просто смелость и героизм. Но и великий труд, сила воли, любовь к Родине и своему народу, которая хранится в сердцах советских людей, причем, и взрослых, и детей.

      И не сломила волю, не сгубила,
      И душу не растлила нам война.
      Видать, нечеловеческая сила
      Ему, солдату русскому, дана…

    Так, на примере прекрасного произведения «Сын полка» мы рассмотрели еще один пример пословицы «На войне маленьких не бывает»

    К оглавлению

    Глава 4. Дневники детей войны. Таня Савичева и её самый страшный дневник войны.

    Дети встретили войну в раннем возрасте. Как я говорила выше, кто-то совсем крохой, кто-то подростком. А кто-то был на пороге юности. Война застала огромное количество детей. Хотелось бы обратить внимание на дневниковые записи некоторых детей войны. Врачей, простых работников, инженеров, ученых…

    Вот что пишет Т.С Ивлева: «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпитале варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

    Более страшная запись Ю.Н. Никитиной: «И вдруг война, страшная война. А мне 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность».

    Да, в те годы ребята быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа. И старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии.

    Продолжим знакомство с записями ребят… Ю. Г. Подтыкайлов: «Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и я был зачислен воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-ой армии. Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел. Был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…».

    Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, в блокадном Ленинграде, в застенках фашистских концлагерей. Что чувствовали и переживали дети? Об этом знают лишь они сами…

    Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей. У всех одни воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. И каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи.

    Общее состояние тогдашних подростков отразил Б. Окуджава в рассказе «Будь здоров, школяр!»: «Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания, кто сказал, что я боюсь страдать? Это я дома много боялся. Дома. А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. Я ведь пригожусь в жизни. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже 10-ого класса не кончил… Я всё пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер…»

    После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Таня Савичева не строила укреплений, она не совершала каких-либо героических подвигов. Её подвиг в ином. Она написала блокадную историю всей семьи…

    Таня Савичева - школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани погибла в период с декабря 1941 года по май 1942.

    Таню, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она - символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из 9 записей, передаёт весь ужас и чувство безнадёжности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.

      Эта тонкая тетрадка
      Стоит многих толстых книг.
      Пионерка Ленинграда,
      потрясает твой дневник.
      Таня, Савичева Таня,
      Ты в сердцах у нас жива,
      Затаив на миг дыханье,
      Слышит мир твои слова.

    Летом 1941 года Савичевы хотели уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. И ничего им не оставалось, кроме того, чтобы остаться в Ленинграде и помогать по мере возможности. Записная книжка досталась Тане от ее старшей сестры Нины, пропавшей без вести во время обстрела. В семье считали, что её больше нет, но маленькая Таня верила,что её сестра жива. Тогда Таня начала делать свои страшные записи.

    Первой записью стала:

    «Женя умерла 28 декабря в 12:00 час. утра 1941 г.»

    Последующие записи были всё страшней и страшней.

    «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»

    «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»

    «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»

    «Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.»

    «Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра . 1942г.»

    Они гибли один за другим. Каково было Тане, когда она осталась совсем одна?

    И пусть она не входила в число детей, которые воевали. Она была бойцом, я знаю это. Все знают это. Каждая смерть была как обстрел. Обстрел в самое сердце Тани.

    Последними записями стали:

    «Савичевы умерли»

    «Умерли все»

    «Осталась одна Таня»

    Она думала, что осталась одна. Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие дома блокадного города в поисках выживших. Спасти девочку не удалось…

    Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, в Посёлке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

    Таня осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы…

    Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вчитайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

    К оглавлению

    Глава 5. Дети войны моего края.

    Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака за подвиги в той войне, мне хочется уловить на его лице нечто характерное для него в далёкой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было то время! Сколько слёз, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и народ!

    Линия фронта не дошла до нашего населения. Но сколько наших земляков ушло воевать. Великая Отечественная война не обошла ни одной семьи. 1418 долгих дней и ночей шла война. Нет предела тому горю, которое принесла она в каждый дом.

    Мы живём на Дальнем Востоке, где война не закончилась 9 мая. Для нас важна и дата 2 сентября. Мы должны знать и помнить, что в Амурской области есть ветераны, которые были рождены в этот период, период войны. Они появились на свет в условиях военного времени. Некоторым не было и двух лет, когда началась война. Интересно знать о том, что твои земляки пережили весь тот ужас и что не могут спать они теперь спокойно. Не могут забыть тех дней…

    В нашем посёлке проживает немало детей войны. Хотелось бы узнать, что чувствовали они в те тяжелые дни, что помнят с тех времен. Я задалась этим вопросом и отправилась к бабушке моей одноклассницы Колпакове Валентине Алексеевне. Подойдя к двери, я почувствовала волнение, боясь растрогать её воспоминаниями.

    Валентина Алексеевна приняла меня с теплотой и за чаем начала свой рассказ: «Родилась я в военное время, в 1943 году. Наша семья жила около реки Днепр. Когда началась война, мы никуда не переезжали. Нас у мамы было семеро. А ещё в доме с нами жили немцы, их было четверо, и все были хорошие, кроме одного. Рядом с нашим домом находился парк с партизанами. Их было много. Очень много.

    Мою маму звали Анна Ивановна, она нигде не работала, а папу звали Алексей Романович. Когда он ушёл на фронт, ему оторвало палец. И стрелять он больше не мог. Сначала лежал в госпитале, потом его вернули домой. Дома он работал на заводе. У меня была старшая сестра Александра Адамовна. Она была партизанкой. Работала на заводе, выносила оттуда запчасти, скорее всего. Тот плохой немец подозревал, что сестра партизанка. Поэтому наши соседи прятали сестру. Где они её только не прятали: на чердаке, в кладовке, под кроватью. А немцы всё искали».

    «Знаешь, почему они её не находили?» - спросила она меня.

    «Нет», - ответила я.

    Бабушка продолжала свой рассказ: «А потому что один хороший немец говорил, где её в этот раз будут искать. Нас немцы не трогали. А одну из моих сестер вообще очень любили. Она им угождала. Попросят постирать портянки или почистить сапоги, она и делает. А взамен немцы давали шоколад ей. А мама всегда ругала её за «услуги» немцам.

    Брату моему было 5 лет. Однажды он взял ружьё, разобрал его. Достал патроны, да играл с ними. Родители тогда сильно испугались, что немцы найдут винтовку, поэтому выбросили всё.

    Родители нам варили кукурузу, угощали немцев, живших с нами. А они всегда говорили: «Матка, вари кукурузы». За это немцы отдавали нам свой паёк, приносили угощения. А когда немцы отступали, один из них сказал: «Спрячьте свою дочь. Потому что её разыскивают из-за того, что она помогает русским солдатам. А лучше, вообще уходите, потому что мы отступаем, вас расстреляют.

    Мне не было даже года, когда я увидела войну. Все, о чём я рассказала, рассказывала мне моя мама.»

    Мы допили чай, я поблагодарила Валентину Алексеевну и ушла домой. Я видела, как тяжело ей было рассказывать про то время. И я отчасти её понимаю. Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забыть, что были на войне и взрослые, и дети.

    К оглавлению

    III. Заключение. «Это нужно живым…»

    В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в дочки-матери, мальчишки играли в футбол. И никто не подозревал, что наступит час и многие жизни перечеркнет страшное слово «Война».

    Война показала, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к врагу.

    Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести не один пример наших сверстников на войне, но, думаю, и этих будет достаточно. В заключение я бы хотела сказать о том, что и взрослые, и дети должны знать свою историю. Должны передавать эту историю из поколения в поколение.

    Ведь время не стоит на месте. На наших глазах совершаются исторические события огромной важности. История – это учебник жизни. Его стоит читать постоянно. Не нужно вырывать из него страницы: наш народ убедился на собственном опыте, чем это может обернуться. Нам, россиянам, необходимо не забыть, не потерять самого главного - нашего наследия.

    «На войне маленьких не бывает…». Я хочу, чтобы люди помнили о тех полных страха временах, чтобы ни одному ребенку не пришлось пережить то, что пережили те дети. Сегодня для нас очень важно знать свою родословную. Ведь в каждом роду есть и герои-солдаты, и мастера-золотые руки, да и просто честные люди.

    75 лет назад закончилась война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей - целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам, молодому поколению. Чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

    Свободу надо беречь. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства, людей, не достойных свободы.

    К оглавлению

    Библиографический список:

    1. Л. Ахтямова «Они дошли с победой до рейхстага» (Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников, посвященная Дню Победы). Журнал «Воспитание школьников» № 3 2007.
    2. Л. Боброва «А пули еще прилетают оттуда…» Журнал «Воспитание школьников» № 6 2005.
    3. Н. Лукаш «Юнги Великой Отечественной войны» (Тематический вечер для учащихся 7-8 классов) Журнал «Воспитание школьников» № 6 2007.
    4. Н.Д. Оловяников «Пионеры –герои» Журнал «Воспитание школьников» № 5 2012.
    5. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. Волгоград: учитель, 2008.

    К оглавлению